Продажа животных
Помните, как почтальон Печкин «животинку» в доме завести хотел? «Ты домой приходишь, а она тебе радуется…» Приятно. Тебя ждут, тебя любят, тебя, в конце концов – боготворят. Ведь в глазах своего четвероногого, крылатого, хвостатого, чешуйчатого питомца ты действительно «Царь и Бог» в одном лице. Домашнее животное целиком и полностью зависит от человека, от его настроения и возможности обеспечить своему подопечному достойное существование.
Именно это накладывает на каждого, кто захотел завести домашнее животное, особую ответственность. Вы должны быть готовы
Я пишу не к тому, чтобы отговорить кого-либо от приобретения домашнего питомца. Сама очень люблю животных, нашей кошке скоро 9 лет. Задумайтесь! Взвесьте все «за» и «против». Напишите в одной колонке на листочке все, что «против»; в другой – что «за». Сравните. И решите: «Оно мне надо?» Если твердо решите, что надо, все же стоит ознакомиться с некоторыми положениями в законодательстве. Об этом ниже и пойдет речь.
В большинстве своем любая покупка приносит если не радость, то удовлетворение. Особое положение занимает в этом ряду приобретение живого существа, ведь ты покупаешь не вещь или продукт, а друга, компаньона, который может стать, как говорится, членом семьи. При покупке животного оформляются определенные документы: договор купли/продажи, приемо-расчетная ведомость (на поступивших от граждан животных, форма № СП-40). В форме отмечается дата, цена, масса и упитанность животного. Если животное продается организации, то составляют ТТН (форма № СП-32). Если покупатель – частное лицо, то необходимо составление акта (форма № СП-46).
Продажа птиц и грызунов в зоомагазине
Как для покупателя, так и для продавца купля/продажа – всегда приятное событие, но только в случае отсутствия каких-либо недоразумений. Ситуация усложняется, если у покупателя возникают различного рода претензии. Как разрешить спорный вопрос? Зачастую этого не знает ни одна из сторон, потому что не владеет необходимой информацией в достаточной мере. К тому же не секрет, что законодательство в отношении купли/продажи животных, мягко говоря, не доведено до нужного уровня.
Ветеринарное свидетельство на животное в зоомагазине
Чтобы представитель ветслужбы удостоверился в нормальном состоянии животного, требуется наличие ветсвидетельства, оно ничем не отличается от выдаваемого для перевозки животного.
Сегодня, согласно Приказу Минсельхоза России за № 422 от 16.11.06г. животное перевозится либо при имеющейся ветсправке (форма №4), либо ветсвидетельстве (форма №1).
Документация сопровождения выдается ветеринарными учреждениями для всех животных. Этим подтверждается хорошее физическое состояние животного, идентификация и эпизоотическое благополучие местности, с которой его вывозят, чтобы представить документы во время перевозки и по прибытию в место назначения. Ветсправка №4 обязательна на приобретенных внутри города животных, а для ввозимых из иных регионов страны – справка №1.
При необходимости формы №1 и №4 могут выдаваться на несколько животных (к примеру: морские свинки – 8шт., волнистые попугаи – 15шт.). В государственной ветлечебнице выдача справок бесплатна, но за анализы и осмотр животных возможна оплата. Если животное не поступало в зоомагазин (появилось на свет в его стенах), справка не требуется.
Все документы находятся и сохраняются в зоомагазине. Покупатель не имеет права потребовать ни оригинал, ни ксерокопию справок. Продавец добровольно может показать справку, сделать копию. Для покупателя никакая из справок с точки зрения юриспруденции не представляет ценности.
Подведем итог: для отчета перед представителями ветслужбы необходимы ветсправка формы №4 или ветсвидетельство формы №1. Документ находится в магазине и покупателю не выдается; ксерокопировать его также не обязательно.
Что предоставляется покупателю?
В России взаимоотношения между продающей и покупающей сторонами регулируются Законом, защищающим потребительские права и Правилами торговли.
Правительственное Постановление за номером 55 от 19.01.98г. определяет Правила торговли некоторыми видами товаров, в части 9 которого оговариваются особенности продажи животных и растений.
О животном и растении должны быть необходимые сведения: вид, особенности содержания и разведения. Помимо этого, при продаже должна быть озвучена информация о гуманном обращении с животным и его содержании в определенных условиях, соответствующих стандартным требованиям.
Покупатель на руки получает чек, на котором обязательно расписывается продавец, который и оформлял покупку. В чеке следует указать вид; количество купленных единиц; кто продавец; дата; цена; оценка здоровья животного (здорово).
Законодательством предусматривается, что клиент должен получить определенные сведения и документы.
1.Сведения: название животного или растения; условия содержания и размножения. Эти данные можно разместить в Уголке покупателя или непосредственно на стеллажах прикрепить такие памятки.
2.Документы.
— Чек с содержанием указанных выше данных. Чеки могут быть стандартными, а можно распечатать свои фирменные. Но в любом варианте не следует ждать, когда клиент потребует выписать ему чек, это надо делать в обязательном порядке. Продавец не должен указывать номер ветсправки, но если в чек будет занесена подобная информация, то это явно сработает на авторитет магазина.
— Ветсвидетельство (справка) для подтверждения здоровья животного.
В соответствии с законодательством, любой ветеринар может выписать справку на животное. Продавцу в статусе ООО нет необходимости дополнительно регистрировать штатного ветеринара (если таковой имеется); при ИП сотруднику необходимо оформлять разрешение на занятие ветеринарной практикой. Согласно ст.4 «Закона о ветеринарии», юр. лица и физлица, занимающиеся ветеринарной практикой, контролируются Госветслужбой субъекта Федерации.
Во избежание предъявления претензий покупателем, можно дополнительно оформить договор купли/продажи, товарный чек или акт передачи/приема. В такой ситуации клиент должен расписаться в документе, в котором можно отдельным пунктом выделить, что животное не подлежит возврату. Также указывается, что при продаже животное было здоровым, а вся ответственность за животное переходит к покупателю с момента совершения им покупки.
Подведем итог: обязанностью продавца является предоставление сведений о животном, ветсправки на него и товарного чека.
Если покупатель захочет «сделать возврат»…
Хорошо, если в магазине будет распечатка ФЗ о возврате товаров соответствующего качества от 19.01.98г. за №55, в котором четко указано, что животные и растения не подлежат возврату. Таким образом, продавец не обязан принимать назад животное, если оно здорово. При этом причины для возврата совершенно неважны.
Если животное заболело или умерло
Несомненно, неприятная ситуация, когда приобретенное животное внезапно погибает или заболевает спустя некоторое время. Продавец обращает внимание, что животное возврату не подлежит, но в Законе указывается, что товар должен быть надлежащего качества (здоровое животное).
Ветсправка, выдаваемая при продаже животного, подтверждает его удовлетворительное состояние, то есть никаких симптомов какого-либо заболевания обнаружено не было. Если животное отравилось, травмировалось, то вина за это лежит на покупателе.
В данном случае следует обратиться к Закону о защите прав потребителя. По действующему законодательству покупатель может требовать заменить товар, вернуть уплаченные за него деньги при условии выявления дефектов. Кто-то может возмутиться, что живое существо не может быть товаром. Но, согласно ст.137 ГК РФ
животное – товар. Это определяет отношение к животному как к имуществу по существующим общим правилам. Исключается даже малейшая возможность жестокого обращения с животным.
Покупатель считает, что животное было больно до продажи, продавец уверен в его полном здоровье. В итоге возникает спорная ситуация, которую разрешить может только проведение экспертизы. Проверка может проводиться магазином в присутствии клиента. При несогласии покупателя с выводами проведенной магазином проверки, он может сам пригласить экспертов, оплатив их работу.
Ветеринар не может выступать в качестве эксперта. Работа должна проводиться независимыми специалистами. Заболевшее животное или труп нужно поставить в соответствующую организацию, имеющую патент на проведение независимой экспертизы. При доказательстве вины покупателя, он обязан вернуть продавцу деньги за проведение экспертизы.
Рассмотрение подобных дел происходит не так часто: как правило, такие вопросы стараются разрешить по обоюдному согласию сторон.
Подведем итог: погибшее животное, равно как и заболевшее, по законодательству определяется как товар ненадлежащего качества.
Каким образом избежать претензий?
Прежде, чем купить животное, необходимо продумать условия его содержания. Готовы ли принять «нового члена семьи». Следует выяснить, не страдает ли кто из домочадцев аллергией на шерсть; не будет ли конфликтов с уже имеющимися домашними животными; как отнесутся к появлению нового жильца дети (часто они довольно жестоко обращаются с животными, это тоже необходимо учитывать).
Продавец также должен провести своеобразный краткий курс по ТБ: животное может укусить, поцарапать; может быть повреждена мебель, обои и т.п. Еще лучше, если все это будет указано в товарном чеке, с подписью клиента, что ему такая информация была дана в полном объеме.
Если этого не будет сделано, потребитель может обратиться к статье №7, обозначающей потребительские права на безопасность товара. То есть, при нормальном его использовании, перевозке не представлял опасности жизни и здоровью человека, окружающей среде; не причинил имущественный вред потребителю.
Именно это определяет, что при продаже следует дать подробные сведения о состоянии здоровья животного на текущий момент, о распространенных заболеваниях этого вида животных, птиц, рыбок и прочих. По возможности, клиенту надо показать внешние признаки хорошего состояния: чистые перышки под хвостом у птиц; пустить хомячка, крысу и др. пройтись, показав здоровые лапки; продемонстрировать чистые глазки животного.
Даже малейшая доля сомнения в необходимости покупки должна стать причиной для отказа от нее, чтобы не возникало разочарования и спорных вопросов в дальнейшем. Самое главное: любое живое существо – не игрушка и отношение к нему должно быть соответствующее. Тут уж точно надо семь раз отмерить… Ведь все заботы о приобретенном питомце ложатся на покупателя, а он должен быть к этому готов.
Со своей стороны, клиент должен осознавать, что в гибели или заболевании животного возможна его вина. Можно выделить несколько моментов, способных повлиять на ухудшение самочувствия животного:
— при поездке из магазина домой животное, возможно, перемерзло, получило стресс;
— неправильное обращение с животным в силу нехватки знаний;
— несоответствующие потребностям животного условия содержания и ухода;
— оставшийся от прежних «жильцов» аквариум (клетка, террариум т.д.) и не прошедший дезинфекцию;
— контактирование вновь прибывшего с другими животными, возможными носителями болезни;
— получение травмы в результате неправильного держания на руках;
— получение травмы при прогулке;
— усиленное внимание со стороны домочадцев и, как следствие – стресс;
— сквозняки, вызвавшие простуду и прочее, прочее….
Оговоренные до продажи условия содержания, видовые особенности животного, записанные и подписанные клиентом (можно на чеке) дают возможность продавцу обратиться к ст. 18 – «если они не были оговорены продавцом».
Подведем итог: любые недоразумения можно избежать, если выдать необходимые сведения. Продавец консультирует по всем тонкостям содержания животного, покупатель воспринимает информацию должным
образом. Это поможет избежать неприятных ситуаций. Подстраховаться можно, заключив договор между продающей стороной и клиентом.
Всегда надо помнить, что мы ответственны за тех, кого приручили, что мы имеем дело с живым существом и должны в полной мере обеспечивать необходимые для его нормального существования условия. Тогда приобретенное животное действительно доставит много радости и станет настоящим членом семьи.
Подпишитесь на рассылку и узнавайте о ежемесячных скидках и акциях